В помощь ученику

Растения в календарных обрядах Белгородчины

Содержание

 

 

1.     Введение.

2.     Зимние обряды.

3.     Весенние обряды.

4.     Летние обряды.

5.     Осенние обряды.

6.     Заключение.

 

1. Введение

С глубокой древности люди земли, и русские тоже, совершали свои обряды в строго определенное   время года, которое зависело от сроков проведения сельскохозяйственных работ, обусловленных сменой времен года, т. е. народным земледельческим календарем. Вот почему и народные праздники получили название – календарные.

Люди связывали свои заботы и надежды с благоприятными для хозяйства сроками наступления тепла и холода, периодами дождей и ясной погоды. В календаре важное место заняли наблюдения за сменой времен года, за продолжительностью дня и ночи.

Люди стремились повлиять на естественный ход природных явлений, на погоду, помочь себе в труде, расположить в свою пользу воображаемые сверхъестественные силы природы. Календарные заклинания смыкались с магией, предохраняющей от враждебных сил, а также  с магией, способствовавшей достижению достатка и удачи в делах.

Деление календарных праздников и обрядов поставлено в непосредственную связь со сменой времени года и цикличностью сельскохозяйственных работ.

И буйная растительность нашего края не могла не попасть во всевозможные народные обряды, гадания, заклинания. Деревья, травы, цветы, колосья не только радовали людей в разные времена года, но и давали им надежду, веру и любовь.

2. ЗимниеСвятки – веселые, шумные. Начинаются Святки с Рождественского Сочельника, который завершает 40-дневный рождественский (Филиппов) пост.

         Чтобы обеспечить плодовитость домашних животных, в святой угол под «образа» (иконы) ставили освященный первый сноп прошлогоднего урожая. А весной, на Благовещенье, зерном этого снопа кормили домашний скот и птицу, чтобы не болели.

         В канун Рождества Христова повсеместно в нашем крае был распространен обряд разжигания костров во дворах. Солому для этих целей заготавливали с осени. По убеждению селян, тепло такого костра должно было согреть родителей «на том свете, в их царстве небесном».

         Рано утром Васильева дня (14 января) бегали «посевальщики» - только мальчики-подростки. Разбрасывая по хате зерно, приговаривали:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья.

С Новым годом.

Со всем родом!

Дева Мария

По полю ходила

Бога просила:

«Зароди, Боже,

Ржицы, пашаницы,

Всякой пашницы

На каждом месте

Копен по двестя.

Сею-вею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

Здраствуйтя, с праздничкем! (Записано в с. Солдатское в2000 г.)

         По обычаю, в некоторых селах района (Курское, Лопыгино, Николаевка, Ивановка, Малявинка, Бор-Анпиловка и другие), разбросанные по полу зерна хозяйки тщательно собирали и хранили до будущей весны, а затем бросали их в первую борозду.

         В день Сретения Господня (15 февраля) совершались обряды, которые должны были содействовать будущему хорошему урожаю. В садах руками трясли деревья, чтобы были с плодами, белили плодовые деревья, чтобы уберечь их от солнечных «ожогов» в марте. Начинали готовить семена к посеву: просевали, перебирали, проверяли на всхожесть.

         Одним из любимейших народных праздников на Белгородчине, в Осколье до наших дней является Масленица. След растений можно наблюдать в обряде проводов Масленицы.

         Соломенное чучело Масленицы сжигали и разбрасывали по полям её части. С наступлением весны необходимо было изгнать зиму, чтобы она не могла навредить пробуждающейся от зимнего сна природе. Кроме того, по верованиям оскольских селян, разбросанные куски сожженного чучела Масленицы должны были обеспечить быстрый рост озимым посевам, способствовали плодородию почвы.

         Обычай, безусловно, опирался на знание земледельцами того, что зола – отличное удобрение и положительно влияло на плодородие. Солома, как и дерево, олицетворяло собой буйную силу растительности, которую люди желали передать полям и всему живому во благо себе.

         Но с течением веков аграрный смысл масленичных обрядов забывался, и они стали восприниматься как  праздничная игра, развлечение.

3. Праздникомвесныповсеместно в Оскольском крае  считалось 22 марта – день весеннего равноденствия. В народе этот праздник называется Сороки.

Предвестником весны считался прилет жаворонков. Выпечка из ржаного теста различных птичек, прежде всего жаворонков – широко распространенный в крае обычай, существовавший до середины XX в..

         Чтобы жаворонок полакомился, вовнутрь одной из фигурок птичек вкладывали конопляное или льняное семя. Тот, кому из членов семьи доставалась такая птичка, должен был первым весной бросить горсть зерна в землю – на богатый урожай (с. Незнамово, Сорокино, Федосеевка, Долгая Поляна и др.).

         За неделю до Святой Пасхи, в воскресенье, отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресенье.

         Когда Иисус на осле приблизился с учениками к Иерусалиму при огромном стечении народа, многие люди стали устилать дорогу Господу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветками. На Руси «заменителем» пальмовых ветвей стала верба, которая раньше других деревьев распускает почки, как бы первые весенние цветы. Отсюда и народное название праздника – «Вербное воскресенье».

         До сих пор обряд освящения вербы в церквах происходит при огромном стечении верующих. Старооскольцы свято верят в целебную, очистительную силу освященной вербы. Придя домой из храма, веткой вербы стегают друг друга и детей, при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет». Это делается, чтобы человек был здоров, а дети были здоровы и быстро росли: «Как верба растет, так и ты расти».

         Многие люди, веря в целительную силу освященной вербы, клали ее в воду, в которой купали больного ребенка.

Освященную вербу хранят целый год в святом углу за образами.

Сельские старожилы впервые выгоняют скотину на пастбище освященной вербой, а чтобы скот не болел, втыкают вербу в дверь хлева. Считается, что присутствие вербы надежно защищает дом от всякой нечистой силы, от злых и завистливых людей.

4. Лето– самое щедрое на растительность время года. Семик (седьмой четверг после Пасхи) открывает обрядовый комплекс летних троицко-семицких празднеств, которые на Белгородчине были распространены повсеместно.

На Семик старооскольские сельские жители ломали ветки деревьев – в основном березы, лишь в некоторых селах – других пород, к примеру, черноклена, укрепляли их по обеим сторонам ворот, калиток, дверей, окон. Полы в избах устилали свежескошенной травой – душицей, «чебором» (чебрец), мятой, папоротником, зверобоем, полынью и др. По поверью, запах многих этих трав обладал магической силой, способной предохранить человека от всякой нечисти.

Но главным обрядом Семика в Староосколье было «завивание» березки и «кумление», которые в древности имели, несомненно, аграрно-магическое значение: передать весеннюю силу растительности новому урожаю.

Девушки, нарядно одевшись, захватив с собой праздничные кушанья, шли в лес, в рощу, выбирали наиболее красивую березу, завивали ее ветки в кольца и закрепляли их так, чтобы образовывались венки. В некоторых селах сплетали макушки двух небольших берез или их ветки, при этом образовывалась как бы зеленая арка, под которой девушки проходили и «кумились».

Девушки плели из веток берез, трав и цветов свои небольшие веночки и вешали их на завитую березку, загадывая на них свое заветное желание. А березку украшали разноцветными лентами, лоскутками материи, нитками, поясами, платочками, нередко вешали и полотенца. При этом пели задушевные песни.

Через три дня после Семика в воскресенье – праздничный день Святой Троицы.

На Святую Троицу старооскольцы до наших дней украшают православные храмы, дома березками, свежей зеленью и цветами, верующие на службе стоят с цветами и травами в руках. В Незнамово, например, среди этих трав и цветов обязательно должны быть ветка березы, мята и папоротник («семик»). Березой не только украшали избу на Троицкой неделе. По старинному обычаю, срубив новую избу, тут же, в палисаднике или даже на дворе, в честь этого события и на счастье домочадцев сажали молоденькую березку. Появлялся в семье новорожденный ребенок – в его честь сажали березку. Эта древняя традиция сохранилась в селе до сих пор, хотя изначальный магический смысл обряда утратился, забылся. И в настоящее время в селе у каждого дома или во дворе стоит эта русская белоствольная красавица.

Повсеместно в крае распространен обычай – освящать в церкви принесенную верующими зелень. Эти освященные травы считались целебными, их приносили домой и хранили за иконами, использовали в лечебных целях.

Траву, которой застилали на Троицу в избе пол, выметали только через три дня и использовали в качестве оберега: ее клали в заготовленное на зиму сухое сено для здоровья и охраны скота, в погреба, амбары для охраны хлеба и картофеля от мышей и крыс.

На Троицу нарядно одетые девушки спешили в лес, в рощи развивать «завитую» на Семик березку, осматривали свои венки и гадали на них. Если венок только чуть привял – хорошая перемена в жизни, а если засох – жди неудачи, а то и несчастья в личной жизни.

На Аграфену-Купальницу (6 июля) и в Ивановскую ночь (7 июля) старооскольцы заготавливали новые березовые веники на весь год, собирали лекарственные травы, коренья, которые, по убеждению селян, накануне и в ночь Ивана Купалы приобретают особую целебную и чудодейственную силу.

Старожилы купальницею называют траву лютик. Собирали ее рано утром, когда она еще в росе, сушили и хранили для лечения от всякой «хвори».

С Петрова дня в жизни старооскольской деревни начиналась пора самых трудных земледельческих работ. Наступал сенокос, и каждый погожий день был на вес золота. Селяне говорили: «У цвету трава – косить пора», «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу», «Перестоялась трава – ни сено, ни труха».

В августе крестьяне выходили в поле и начинали жатву. Первый, «зажиночный» (или «именинный») сноп приносили домой и ставили в святой угол. С него начинали обмолот хлеба. Согласно поверью, зерна и солома зажиночного снопа обладали большой целебной силой: их всыпали в корм больному скоту, ими начинали сев зерновых.

Последний сноп, «дожиночный», во многих селах украшали лентами и, как «зажиночный», с песнями несли в деревню, вносили в дом и ставили в святой угол. Ему приписывали те же магические, целебные свойства.

Успение Пресвятой Богородицы знаменовало в крае окончание жатвы. В этот день в церковь приносили хлебные семена и колосья для благословения и освящения.

5. 27 сентября, восеннийпраздник Воздвижения (народное название праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня), крестьяне старались окончательно свести хлеб с поля: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится».

В Староосколье Воздвиженье почитается еще как капустный праздник: начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму. «На Воздвижение первая барыня – капуста», - говорят селяне.

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) связан для старооскольских земледельцев с окончанием сельхозработ и началом зимы.

И еще один замечательный праздник отмечают старооскольцы осенью – день рождения родного города. Вот уже несколько лет на главной улице Старого Оскола каждое сельское поселение представляет свое подворье, стараясь передать горожанам традиции, обряды, обычаи, сам дух своей малой родины. И растения здесь присутствуют как в декоративно-прикладном творчестве, так и в богатом урожае земли-матушки. Вот где можно одновременно встретиться со многими представителями растительного мира, особо почитаемыми на нашей земле зимой или летом, осенью или весной. И редкое подворье может обойтись без главной героини – белоствольной красавицы-березы.

6. Заключение

Так различные растения оказались тесно связанными с календарными обрядами, отражающими ритм жизни общества.

         Травы, цветы в народной культуре были связаны с женским традиционным знанием. Декоративные свойства растений, связь с любовной магией, роль растений в обрядах жизнеобеспечения и жизневоспроизводства – все это относится к миру женских предпочтений. Именно женщины традиционно собирали травы, хранили сведения о способах выращивания растений, их целебных свойствах, приемах использования их в пищу.