В помощь ученику

Мастера своего дела. Зубкова Е.

        С учителями неразрывно связана моя жизнь. И это не только потому, что я одиннадцатый год учусь в школе. С профессией учителя я начала знакомиться еще тогда, когда мало понимала, что означает это слово. Ведь со мной рядом находились мои дедушка и бабушка – учителя по профессии и по призванию.

Не один раз я задумывалась над тем, как учили учителя, не используя интерактивных досок, сети Интернет, современных наглядных пособий.

         Думаю, что не одну меня волнуют эти мысли, поэтому предлагаю провести один день в старой школе, в школе прошлого, побывать на уроках математики, литературы, русского языка, истории и немецкого языка.  

История Старого Оскола послевоенных лет. Школа №10 в Казацкой слободе. Окна заложены кирпичом. Вечерами занятия проводятся под керосиновыми лампами. Отапливается помещение печами. Очень холодно. Дети вместе с учителем истории Баркаловой Александрой Андреевной занимаются в верхней одежде. Но ничто не мешает учительнице делиться своими знаниями с учениками, а ученикам – впитывать эти знания. Цветы, посаженные в классах летом, зимой умирают. Но не умерла школа, не покинули ее ученики. С 1956 по 1988 год Александра Алексеевна работала директором родной школы, приложила немало усилий для ее развития, проводила сотни учеников в большую жизнь.

         Урок математики в селе Знаменка ведет Александр Григорьевич Токарев. Начало его педагогической деятельности пришлось на последний довоенный год. Но редко какого мужчину обошла стороной война. 110 дней и ночей в обороне города на Волге принимал участие и наш учитель в составе 41-ого отдельного гвардейского инженерно-саперного батальона 36 гвардейской стрелковой дивизии 64-7 гвардейской армии в качестве рядового сапера-минера-подрывника. Александр Григорьевич был дважды ранен и в 1943 году комиссован. В Знаменскую школу учитель вернулся в августе 1944 года. Прошедший войну, награжденный орденами и медалями, он учил своих учеников не только делить и умножать, вычитать и прибавлять, но и любить свою Родину, чтить память погибших, беречь свою землю. И подрастала смена, на всю жизнь сохраняя в памяти неутомимого, не знавшего покоя учителя, продолжавшего отдавать свои знания и умения до самого 1983 года. За педагогический труд он был награжден знаком «Отличник образования», медалями, грамотами.

         Замирает сердце от звуков мужского голоса, проникновенно читающего стихи Александра Пушкина, Сергея Есенина, Владимира Некрасова в Солдатской школе. Это, без сомнения, мой любимый дедушка, учитель русского языка и литературы Зубков Дмитрий Тихонович, добрый и мудрый человек, который дарил мне и своим ученикам любовь и тепло. Дедушка всегда говорил, что стихи надо чувствовать, важно понимать, что было на душе у автора, когда он писал их, что хотел ими сказать. Мурашки бегут по телу даже тогда, когда дедушка читает стихи Маяковского, многим людям просто непонятные. Ученики Дмитрия Тихоновича вспоминают: когда он читал «Поднятую целину», в классе стояла такая тишина, что было слышно шуршание листьев за окном. И мне это очень понятно. Я тоже не могла оторваться от дедушкиных рассказов, когда мы сидели с ним рядом за столом, он говорил, а я наслаждалась его необыкновенным голосом. Так бы сидела и слушала до бесконечности. Очень жаль, что больше мне уже не придется почитать с ним в один голос стихов, услышать рассказов из жизни. Но в сердцах десятков бывших учеников моего дедушки хранятся его образ, его необыкновенный голос, его добрые слова. А я горжусь тем, что я – его внучка.

         Урок немецкого языка в Верхне-Ольшанской школе. И ведет его никто иной как представитель учительской династии Остаповых Анатолий Дмитриевич. Иностранный язык Анатолию Дмитриевичу пришлось преподавать недолго, но его педагогическая деятельность стала длиною в жизнь. Учитель математики в Алексеевской школе, директор Кустовской средней школы – вот вехи его профессиональной деятельности, которые были отмечены Почетной грамотой Министерства образования и званием «Отличник народного образования». Анатолий Дмитриевич стал продолжателем дела своих родителей Екатерины Александровны и Дмитрия Сергеевича.

Идеальная тишина в кабинете… И только скрип мела по доске. То легко и ловко доказывает теорему по геометрии Лыков Тихон Иванович. И хоть недолго пришлось поработать в Солдатской школе Тихону Ивановичу, но оставил он заметный след в душах своих учеников. И не только задачками и теоремами, а мудрым отношением к жизни, нашедшим свое выражение в литературном творчестве. Закончив в 1937 году Ленинградский сельскохозяйственный институт и став агрономом по защите растений, он не только не оставил своего любимого занятия, но нашел в нем смысл жизни. А позже учил своих детей видеть вокруг то, что видит не каждый: красоту природы, чужую боль, тихую радость. В своих баснях, миниатюрах, притчах Тихон Иванович отразил множество событий и явлений, происходящих вокруг, затронувших его трепетную душу.

Обветшавшее одноэтажное здание с двумя проходными классами в селе Новокладовое. В одном помещении одновременно занимаются малыши и подростки, а молодая учительница Хомякова Александра Григорьевна ведет свой первый урок русского языка. И трудно сказать, кто взволнован больше, учительница, не сомкнувшая от волнения глаз накануне, или ученики, замершие в ожидании. В этой старенькой тесной школе 1937 года Александра Григорьевна осознала, что в выборе профессии не ошиблась. И как бы трудно не приходилось семье, она не переставала передавать свои знания детям, учить их грамотности и правильной русской речи сначала в Лукьяновской школе, потом в школе № 2 нашего города. Многочисленные ученики Александры Григорьевны хорошо помнят энтузиазм, высокую требовательность и огромное внимание учительницы к каждому ребенку и считают, что таким должен быть настоящий учитель. Любимому делу посвятила Александра Григорьевна свой трудовой путь, став Отличником народного просвещения РФ.      

Так наши бабушки и дедушки учили своих учеников, передавая им не только знания, но и частичку своей души. Работая с утра до позднего вечера, готовя школьников к самостоятельной взрослой жизни, они и не представляли, что можно жить и работать иначе. Одновременно успевали вести работу агитатора, пропагандиста, просто активного гражданина нашей страны. Хотелось бы и мне жить так, чтобы хватало сил, времени и энергии на дело, которое когда-нибудь станет моим. И еще важно быть преданным сделанному выбору.