В помощь ученику

Новогодняя радость в день рождения. Медведева А.

Осень… По стеклам стучат капли холодного дождя. Небо серое. Деревья растеряли такую еще совсем недавно пышную листву. Лишь краснеют кисти рябин.

А в теплом светлом классе мальчишки и девчонки склонились над партами и старательно выводят цифры и буквы, решают примеры, думают над задачками. И нет им дела до мокрых воробьев за окнами, до холодных дождевых капель, до обнажившихся деревьев. Ведь не получается у голубоглазой Марины задача, а у рыжего Вовки не сходится ответ с данным в учебнике. Ну что тут поделаешь?!

А за учительским столом, в строгом темно-синем костюме, сидит совсем нестрогий помощник. Лидия Ивановна еще вовсе не старая, но ее волнистые волосы совершенно седые, а ребятам кажется, что они красивого снежно-белого цвета, но не холодного, а теплого, как вата. Вот Марина подходит к Лидии Ивановне, показывает свою неподдающуюся задачу, та поднимает голову и заботливо спрашивает: «Что-то не получается?» Марина объясняет, в чем ей нужна помощь, и с надеждой смотрит на учительницу. Лидия Ивановна мягко улыбается и подсказывает ход решения. Как все, оказывается, легко и просто! Девочка, довольная, возвращается на место.

А Вовка стесняется подходить и спрашивать, он сопит и упрямо решает снова и снова. Исписан уже не один лист в черновике, но ответ все равно не тот. Лидия Ивановна, ценя старания и упрямство мальчишки, неслышно приближается и, как будто невзначай, показывает на неверно записанное число. Вовка благодарен учительнице, но, не зная, как выразить свою благодарность, поднимает глаза и широко улыбается своей открытой детской улыбкой.

А Лидия Ивановна проходит дальше по рядам и направляет, ободряет, помогает. Вот она подходит к Наде, способной и старательной ученице, смотрит ее тетрадь. Все примеры решены верно, задачи посчитаны, записи аккуратны и четки. Но девочка даже не взглянула в свою тетрадь, не обрадовалась заслуженной пятерке. Она с грустью смотрит на улицу: на лужи под окнами, на опавшие мокрые листья, на темное мутное небо, на съежившихся серых птиц. Учительница обеспокоена, она пытается расспросить Надю, но та не особенно разговорчива. А словоохотливый сосед Саша с готовностью сообщает: «У Надьки сегодня день рождения! Она нас конфетами угощала!» Учительница на миг задумывается, наверное, вспоминает свой день рождения, который прошел в тишине и одиночестве, и возвращается к своему столу. Некоторое время она что-то ищет, достает из ящика стола, а потом начинает писать, время от времени отрывая взгляд и о чем-то думая. Дописав, подходит к Наде и подает ей… открытку «С Новым годом!»

Краснея от смущения и удовольствия, девочка протягивает руку и радостно улыбается. Ей трудно поверить в то, что та учительница, которую она считает необыкновенно красивой и необыкновенно умной, которую она просто боготворит, дарит ей в день рождения, в ее день рождения, в этот мрачный и дождливый день, новогоднюю открытку с добрыми пожеланиями. Радости и гордости нет предела. А грусти словно и не бывало. И ничего, что открытка называется «С Новым годом!», тем более что он совсем уже близко.

У Лидии Ивановны лучатся улыбкой глаза. Учительница, много лет работающая с маленькими детьми, снова и снова убеждается в том, как мало человеку – взрослому или ребенку – нужно для счастья: капелька внимания, ласковое слово, улыбка. Неприметная в другой момент открытка стала незабываемым бесценным подарком для маленького человечка.

Минуло много лет. Кандыбиной Лидии Ивановны, к сожалению, больше нет, а прилежная ученица Надя сама давно учительница. И как знать, что стало определяющим в выборе профессии. Но своего любимого учителя с волосами снежно-белого цвета и доброй заботливой улыбкой она вспоминает часто, особенно тогда, когда видит грустные детские глаза.