В помощь ученику

Металлические кружева родного города. Медведева А.

          В нашем родном городе Старый Оскол предметом постоянного внимания, интереса, да что там говорить, восхищения горожан и приезжих были колоритные, красивые, не похожие друг на друга дома Курской улицы (ныне улицы Ленина). Особый интерес вызывали изделия, украшающие улицу. Например, прекрасно смотрелись выполненные народными умельцами, талантливыми художниками-кузнецами братьями Ланиными ажурные арочные ворота. В городе их было немного. Они ковались из железа и украшались отлитыми из чугуна фигурками амурчиков. Такие ворота на Курской улице украшали въезд на подворье табачного фабриканта Иллариона Ивановича Волчанского и еще больше подчеркивали красоту и своеобразие архитектуры его дома.

         Подобные ворота с вариациями висели на украшенных резьбой петлях у арочного въезда на подворье богатого оскольского купца, бывшего городским головой, Сергея Яковлевича Мешкова. Их можно было видеть запирающими въезд в арочные ворота его большого дома, стоявшего напротив Лихушинского особняка, на перекрестке улиц Михайловской и Курской.

          Ажурные арочные ворота закрывали туннельный въезд на просторный двор ремесленного училища.

         Народная молва бает, что дед кузнецов, братьев Ланиных, Егор — корабел, мастер ковки морских якорей и цепей, оружия и доспехов, появился в нашем городе в первой четверти XVIII века. Ходили слухи, что он был прислан царем Петром в Оскол в распоряжение воеводы князя Мещерского для руководства литейно-сварочным делом. Егор Ланин был хорошо известен среди одаренных мастеров кузнечных дел. Был представлен царю Петру, обласкан им и находился у царя среди других талантливых мастеров на особом счету. Ему выпала честь участвовать в строительстве Казанского собора в Санкт-Петербурге, в частности, в создании великолепной решетки, образующей необыкновенно изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решетка с гранитными столбами – шедевр тончайшей архитектурной графики. Когда я фотографировала эту решетку, то и представить не могла, что имя одного из её создателей мне предстоит встретить в очерках о родном городе.

      Братья Ланины — потомки и прямые родственники своего деда Егора. Мастерство у них в крови. Кузница Ланиных выполняла не только заказы богатых горожан. Она пускала в продажу металлическую оснастку для столярных инструментов и слесарного дела: топоры, молотки, зубила и т.д.

         Ланинское клеймо – стамеска с вензелем хозяев – было известно во многих местах и не нуждалось в каких-либо рекомендациях. Кузнецы братья Ланины были доступны всем: и бедным, и богатым. Они были зажиточными и хлебосольными.

         До сегодняшних дней сохранилось здание бывшего дворянского собрания. Здание, построенное в конце XIX века, принадлежало купчихе Дьяковой. Расположено на улице Комсомольской. Балкон этого дома был изготовлен братьями Ланиными.

          Необыкновенной красоты украшения, созданные руками братьев Ланиных, мы видим на здании детской библиотеки, бывшей в XIX веке домом табачного купца Волчанского.

          Интересные металлические украшения XIX века, к счастью, сохранились на великолепных домах купцов братьев Лихушиных (в настоящее время краеведческий музей), купца Кобзева (теперь больница), на здании земской больницы, в бывшем городском реальном училище для мальчиков.

          Большую историческую и культурную ценность представляет собой дом купца Дьякова. Оригинальные украшения XIX века теперь дополнены современными отделками из металла, которые делают неповторимой разместившуюся здесь в настоящее время кондитерскую фабрику «Славянка».

          Есть в нашем городе еще один памятник истории и культуры, который невозможно не упомянуть. Кружевные металлические украшения на окнах и крыльце бывшей женской гимназии просто завораживают.

          А вот еще один пример работы мастеров XIX века. Дом особой архитектуры с ажурной кирпичной кладкой, с балконом, кузнечным маркизом над входом, построен местным талантливым зодчим Турминским. Здесь в начале XX века проживала Лидия Александровна Бирилёва, основавшая в нашем городе так необходимую ему женскую гимназию. Изящные решетки на окнах и отделка балкона придают зданию изысканный вид.

        На главной улице нашего города есть очень интересная работа из металла – ворота. Ворот у нас, конечно, в городе немало, но эти особые – с символикой города Старый Оскол. Мы видим здесь дату возникновения города, а также его герб. Летящие куропатки свидетельствуют о том, что это старый герб нашего города, того времени, когда Старый Оскол входил в состав Курской губернии.

          Постепенно с развитием прокатного и кузнечно-штамповочного производств в архитектуре все реже стал применяться декоративный кованый металл. Его заменили сварные конструкции из прокатных профилей круглого, прямоугольного и квадратного сечений. Стандартизация в металлургии, как и в большинстве производств, вытесняла художественное ремесло. Большое количество уникальных произведений было разрушено, а секреты мастерства утеряны. Сегодня кузнечное ремесло возрождается, являясь не только одним из направлений художественных промыслов, но и неотъемлемой частью современного строительства и архитектуры.

         Сейчас изделия художественной ковки и литья находят широкое применение в формировании архитектурно-градостроительного пространства. Они органично вписываются в стиль новых построек и используются при реставрации сохранившихся старинных домов. Появились городские архитектурно-художественные украшения, выполненные из металла с тонким вкусом и величайшей фантазией. Литые и кованые решетки, ворота, козырьки, фонари, лестничные ограждения, флюгеры — все это облагораживает облик различных казенных зданий, храмов и мостов, дворцов и парков. Литейщики стремятся к органичному сочетанию металла с камнем и деревом. Их работы придают зданиям неповторимый архитектурный облик.

          Балконные и оконные решетки, козырьки над входами придают обыкновенным современным зданиям и комплексам индивидуальность и оригинальность.

          Если решетки, ограждения, ворота и козырьки бросаются в глаза своим изяществом и тонкостью работы, то не каждый, наверное, замечал, как украшения из металла дополняют и разнообразят парковую архитектуру: фонари, фонтаны, лавочки и даже урны.

          Поэтически-романтическое настроение навевает это ограждение с фонарями. Кажется: зайдёт солнце, зажгутся фонари, и будут останавливаться у ворот кареты и дилижансы с нарядными дамами и кавалерами.

        Кованая надвратная часовня храма       Александра Невского создает впечатление воздушности и невесомости. Это творение смело можно назвать одной из достопримечательностей нашего города.

          А на этом фото представлено еще одно произведение искусства, не иначе. Легкий и игривый узор с использованием растительных мотивов не может оставить никого равнодушным. Поверить трудно, что эта красота создана людьми из куска металла.

          На славу постарались металлурги ОЭМК, украсив по своему вкусу базу отдыха своих работников. Ведущее предприятие нашего города – Оскольский электрометаллургический комбинат – оно-то и является основным поставщиком металла, который украшает наш милый город.

        Моя прогулка по городу прошла с большой пользой. Я увидела необыкновенные творения кузнецов XIX века и удивительные труды современных литейщиков. Увиденное заставило меня отыскать дополнительную информацию о родном крае, о том, чем и кем он славится с давних времен. Оказалось, что много интересного таится за балконами, решетками, козырьками и воротами из металла.

         Несомненно, металл современной архитектурой востребован и желанен. Его вариативность, разнообразие ассоциаций, неожиданность новых воплощений при одновременной возможности традиционного использования — все это многоаспектная палитра для архитекторов‚ в какой бы творческой манере они ни работали.

         Нет сомнений, что образцы художественной обработки металлов, сохранившиеся со стародавних времен, требуют бережного отношения и защиты. Только изучая старинные приемы металлообработки и архитектурные особенности старинных изделий, можно создавать новые формы и дизайнерские решения, бережно сохраняя опыт и национальные традиции декоративно-прикладного искусства.